Справедливоросска из Башкирии озвучила в Госдуме меры повышения уровня доступности и качества образования детей с инвалидностью по слуху
05 декабря 2023
5 декабря член регионального отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – патриоты – ЗА ПРАВДУ", вице-президент Всероссийского общества глухих, председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих по Республике Башкортостан Ольга Шевнина выступила в режиме ВКС на круглом столе "Реализация программ социальной интеграции людей с инвалидностью в общество: результаты работы в 2023 году и приоритетные планы на перспективу". Мероприятие прошло в холле фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" в Государственной Думе.
Тема выступления касалась повышения уровня доступности и качества образования детей с инвалидностью по слуху как основы успешной взрослой жизни.
"Хотелось бы отметить, что партия всегда с большим вниманием относится к поднимаемым нами вопросам – так, благодаря именно "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" нам удалось добиться введения субтитрования передач на российских телеканалах", – начала Ольга Шевнина.
Проблему доступности и качества образования для детей с инвалидностью по слуху спикер обозначила одной фразой – дискриминация русского жестового языка как инструмента донесения информации до ребенка с инвалидностью по слуху, привела в пример тот факт, что в коррекционных школах для глухих и слабослышащих детей не используется жестовый язык, учитель говорит голосом.
В выступлении были приведены возможные последствия отсутствие русского жестового языка в системе образования на уровне детского сада и школы:
- часть школьного материала не усваивается детьми с нарушениями по слуху,
- ученики могут прочитать или сказать голосом, но не могут объяснить смысл сказанного.
- дети с сохранным интеллектом получают диагноз умственная отсталость, так как не владеют ни одним из вариантов коммуникации,
- школа не может повлиять на воспитание детей,
- выпускники школ с нарушениями слуха теряют возможность получить качественное профессиональное образование.
"В коррекционных детских садах и школах жестовая речь под запретом, но вот ребенок попадает колледж или ВУЗ, где ему, как инвалиду по слуху, предоставляют переводчика жестового языка, которого он не понимает! Парадокс!", – говорит Ольга Шевнина.
Выступающая предложила меры вмешательства по преодолению этих пробелов в системе образования неслышащих детей:
1. Внесение изменений в статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ, признав русский жестовый язык не только языком общения при наличии нарушений слуха и речи, но и средством образовательного процесса наряду со словесной речью. Как это сделано, например, в Республике Беларусь. И затем внести соответствующие изменения в подзаконные акты.
2. Введение в образовательные стандарты учителей-предметников изучение основ русского жестового языка и методики преподавания с использованием русского жестового языка, для того, чтобы выпускники педагогических ВУЗов могли полноценно работать, в том числе, в коррекционных школах для неслышащих детей.
3. Введение в образовательный процесс коррекционных школ для глухих детей уроки русского жестового языка как родного, на которых дети будут изучать правильный универсальный русский жестовый язык, чтобы в дальнейшем иметь дополнительный альтернативный способ общения.
4. Пересмотрение нормативов и тестовых систем, по которым психолого-медико-педагогические комиссии признают у неслышащего ребенка нарушения умственно и психического развития, исключив возможность вынесения диагнозу ребенку, только вследствие невладения им устной и (или) письменной речью.
В заключение, Ольга Шевнина выразила надежду, что при поддержке депутатов Госдумы можно будет переломить ситуацию, когда что-то делается для инвалидов, но без учета их мнения, чтобы дети вырастали грамотными людьми и востребованными, успешными профессионалами.
Депутат Государственного Собрания – Курултая РБ, член фракции "СРЗП" Флюр Нурлыгаянов также стал участником круглого стола.